1. КУЛЬТ ЧЕТВЕРЫХ
Древнейший кэртианский культ, сведения о котором дошли до потомков либо в
изложении жрецов-абвениатов, либо в виде легенд, сказок и суеверий.
Суть его сводится к тому, что Кэртиана создана четырьмя божественными братьями -
повелителем Скал Литом, повелителем Волн Ундом, повелителем Ветров Анэмом и
повелителем Молний Астрапом. Каждый имел четыре ипостаси - Зимнюю (Полуночную),
Весеннюю (Рассветную), Летнюю (Полуденную), Осеннюю (Закатную).
Четверо являлись людям в разных обличьях, но чаще всего представали в виде знатных
охотников. Лит, Анэм, Унд и Астрап считались близнецами, но их уцелевшие изображения не
похожи друг на друга.
Владыку Скал, Зимы, Полночи и Севера Лита древние представляли в виде могучего
зрелого мужчины с резкими чертами лица. Волосы и борода его были русыми, а глаза -
светло-серыми. Повелитель Скал носил черные с золотом доспехи, его любимым оружием были
палица и праща, а постоянным спутником - огромный молчаливый пес, способный
превращаться в вепря, быка и медведя. Лит редко участвовал в забавах своих братьев и еще
реже являлся смертным, предпочитая одиночество и размышления.
Хозяин Ветров, Весны, Рассвета и Востока Анэм был высок и строен. Черноусый и
голубоглазый, с черными растрепанными волосами, он одевался в синее с серебром, носил
легкие доспехи и был вооружен луком со стрелами и дротиками. Спутницей Анэма была белая
ласточка, становящаяся то коршуном, то стрекозой, то летучей мышью. Анэм был самым
веселым и легкомысленным из братьев, он любил пошутить и поиграть со смертными, порой не
рассчитывая своих сил.
Унда, повелителя Волн, Лета, Полудня и Юга, изображали стоящим на краю скалы или на
берегу реки. Повелитель Волн не носил бороды, его волосы были каштановыми, а глаза -
зелеными, как и одежды. Унд не признавал доспехов, а в странствиях его сопровождал лебедь,
оборачивающийся чайкой, летучей рыбой или дельфином. Унд предпочитал копье и кинжал, но
больше оружия любил кифару.
Повелитель Молний, Осени, Заката и Запада Астрап выглядел моложе своих братьев.
Стройный и гибкий, с длинными золотыми волосами и черными глазами, он то улыбался, то
хватался за меч. Иногда Астрап надевал золотые доспехи, но чаще довольствовался алой
туникой и алым же плащом с золотыми молниями. Товарищем Повелителя Молний был
конь-оборотень, непредсказуемый, как и его хозяин. Спутник Астрапа оборачивался леопардом,
ловчим соколом и гончей, а сам Астрап всем забавам предпочитал охоту.
Абвении были равны между собой и правили Кэртианой по очереди. Легенд о ссорах и
размолвках меж Четверых не сохранилось, равно как и сказаний о том, что кто-то пытался
захватить власть или же удержать ее дольше, чем следовало.
Считалось, что в конце каждого круга Четверо проводили какое-то время среди смертных,
и поэтому на Изломе эпох прекращались войны, а каждого незнакомца принимали с
величайшим почетом.
Празднества Смены круга начинались в завершающий день старого круга и продолжались
до начала нового. Так, круг Скал завершался в День Зимнего Излома, (См. "Летосчисление.
Календари. Астрономия. Астрология".) а круг Ветров начинался в день Весеннего следующего
года. Круг Ветров завершался в День Весеннего Излома, а круг Волн начинался в День Летнего
и так далее.
Основными праздниками древней Кэртианы были Дни Изломов (Весенний, Летний,
Осенний и Зимний), каждый из которых посвящался одному из божественных братьев. После
принятия эсператизма Дни Излома перестали отмечать как праздники, но связанные с ними
суеверия и некоторые обычаи уцелели.
Главным праздником года был день того из Четверых кто владел текущим кругом, этот же
день считался началом Нового года.
В жизнь людей Четверо вмешивались редко, предоставляя смертным следовать своей
совести и своей воле. Древние верили, что самые достойные своей жизнью и смертью
открывают врата в чертоги Четверых, становясь их спутниками. Тем, кто был привязан к
земной жизни, порой удавалось вернуться и завершить незавершенное. Большинству же
смертных предстояло пройти постоянно меняющимся лабиринтом в одно из Четырех Царств.
На пороге лабиринта умерший обретал спутника и провожатого, которого заслуживал.
Прожившие свою жизнь недостойно до Четырех Царств не добирались, исчезая в лабиринте и
становясь добычей гнездящихся там чудовищ. Вечных мук вера в Четверых не предполагала,
самой страшной карой было полное небытие.
Древние верили, что у Четверых были спутники-астэры. Спутников Лита (литтэнов)
обычно изображали в виде каменных быков с человечьими головами. Эвроты (спутники Анэма)
казались вечно смеющимися полуптицами-полулюдьми. Найеров (спутников Унда)
представляли в виде плачущих и поющих у берегов женщин с рыбьими или змеиными
хвостами, а сопровождающие Астрапа фульгаты напоминали сотканных из пламени юношей и
девушек с крыльями и кошачьими или леопардовыми головами.
Астэры могли принимать человеческое обличье, по собственному выбору становясь как
женщиной, так и мужчиной. В человеческой ипостаси они были практически неотличимы от
людей, хотя существовал ряд примет, по которым их можно было узнать.
Спутники питались силой Четверых, но могли на какое-то время покидать своих
повелителей, оседая в приглянувшейся им местности или же вступая в союз со смертным.
Связи эти продлевали жизнь и молодость возлюбленным астэр, но оставались бесплодными.
Удостоенные любви спутников богов почитались счастливчиками, живыми талисманами
и посредниками между людьми и высшими силами. Считается, что первыми жрецами Четверых
стали возлюбленные астэр, просившие сначала за своих близких, а затем за соседей.
Кроме Четверых и их спутников, древние верили в различных магических существ,
большей частью враждебных людям, но отступающих перед защитными знаками и заклятиями,
дарованными богами.
Каких-либо сведений о церкви Четверых, как о структуре, серьезно влиявшей на жизнь
древних племен, не сохранилось. Что до обрядов, то они состояли из необременительных
жертвоприношений. Считалось, что Лит благоволил к ночным бдениям, Унд предпочитал
сложенные в его честь песнопения, Анэма радовали ритуальные игры, а Астрапа - пляски.